"Режимы работы Athlon 64
Помимо "наследственного" существуют еще два режима работы Athlon 64. Начну с того, который позволяет получить выигрыш в производительности при использовании 64-разрядного CPU. Называется он Long 64-bit Mode. Для его автивации необходимо наличие 64-разрядной ОС и заточенных под 64-битность приложений, способных задействовать скрытые от их 32-битных собратьев ресурсы процессора. С операционками в настоящее время проблем не возникает: есть Windows XP Professional x64 Edition, есть 64-разрядные редакции Linux и Unix-подбных систем. Они вышли из стадии "бета-тестирования на пользователя" и подходят для повседневного применения. Несколько сложнее в 64-битными версиями драйверов. Если драйверы для сравнительно недавно выпущенного аппаратного обеспечения существуют и регулярно обновляются, то для некоторых старых внутренних девайсов, особенно переферии, таких программ просто-напросто нет.
С 64-разрядными приложениями дела еще хуже. Хотя с тех пор, как появились 64-битные процессоры и соответствующие операционные системы, много воды утекло, таких программ по-прежнему мало. Кроме того, многие из этих программ относятся к разряду специализированных, поэтому радовому пользователю толку от них никакого. Тем не менее 64-битный софт для домашнего употребления все-таки есть. Например, существуют 64-разрядные версии популярного аудиокодека Lame, видеокодека Windows Media Encoder 9, архиватора 7-Zip, игр FarCry и Unreal Tournament 2004. Операционные системы и приложения, способные задействовать 64-битные ресурсы процессоров, в ряде случаев дают 30%-й, а иногда и 50%-й прирост производительности по сравнению со своими 32-разрядными аналогами. Согласитесь, это немало, особенно если учесть тот факт, что подобную разницу в тактовой частоте процессоров производители обычно оценивают в несколько сотен долларов.
Хорошо, режим Long 64-bit Mode, в котором 64-разрядные программы работают под управление такой же ОС, дает прирост производительности. При работе в 32-разрядной системе с 32-битными приложениями (Leegy Mode) мы, во всяком случае, ничего не теряем, так как часть ресурсов процессора просто не задействуется. Причем структуры, доступные 32-битному ПО, функционируют отлично. Но как быть, если в 64-разрядной операционной системе нужно запустить старую 32-битную программу? Вопрос совсем не праздный, ведь некоторые пользователи могут получить выигрыш от применения современных процессоров и заточенных под них приложений. Но многих останавливает то, что не все их любимые и давно используемые программы переведены на 64-битную платформу. Разработчики предвидели такой поворот событий. Для обеспечения поддержки уже существующих 32-разрядных приложений 64-битными операционными системами предусмотрен режим совместимости (Compatibility Mode).
Суть его в том, что сама операционным система продолжает функционировать в 64-битном режиме, а программа запускается через специальный эмулятор. Например, в Windows XP Pro x64 Edition существует такое средство. Называется оно Windows on Windows 64, или WOW64. При его использовании процессор для 32-битной программы выглядит как обычный чип семейства х86. В Long 64-bit Mode все ресурсы CPU остаются доступны системным процессам. Правда, режим совместимости подразумевает ограничения. Система не заставит работать в нем программу, имеющую тот же приоритет исполнения, что и само ядро ОС. К таким проложения относятся, например, драйверы. Поэтому они обязательно должны быть 64-битными.
Полную статью см в журнале Upgrade № 298 январь 2007.