Наши преимущества

Как приучать к самостоятельности?

Я сам!

Наша дочь с 1.5 начала говорить "Я сама!" Я поговорила с мужем и мы приняли решение, если хочет сама, НЕ МЕШАТЬ!!! А вот статья которая мне понравилась, описание того самого пресловутого "Я сам"

Я сам!

Маленькие дети в своем стремлении помогать нам и что-то самостоятельно делать по дому бывают порой надоедливы. Нам проще и быстрее одеть, умыть ребенка, накрыть на стол и даже покормить малыша, чем, теряя терпение, наблюдать за ним и убирать последствия его "помощи". Однако, через несколько лет мы начинаем сетовать на лень сына или дочери, его неаккуратность, не подозревая, что сами воспитали эти черты характера, отмахиваясь от его первых заявлений "Я сам!"

Поэтому давайте прямо сейчас, не откладывая, начнем решать эту сложную проблему - воспитание самостоятельности.
Сначала, чтобы представлять, какие требования можно предъявлять ребенку, ознакомьтесь с тем, что он способен выполнить:

Уровень трудовых навыков дошкольников (2-4 года)

2 года

Заявляя "я сам!", ребенок выражает свое стремление к самостоятельности, которое проявляется, в первую очередь, в самообслуживании. Он сам намыливает, моет и вытирает руки, ест, полностью справляясь с жидкой и густой пищей, учится правильно держать ложку. Активно помогает одевать и раздевать себя, хотя это требует от него немалых усилий. С помощью взрослого поддерживает порядок в игрушках. Охотно выполняет несложные поручения: принести и отнести, поставить. Появляется желание помогать взрослым: пытается подметать, вытирать стол, нести пакет. Радуется, если у него это получается.

2,5 года

Самостоятельность малыша интенсивно развивается. Ребенок аккуратно ест, обходясь без нагрудника. Знает назначение предметов и умеет значительно быстрее действовать ими во время еды, туалета, подготовки ко сну. Запоминает и выполняет правила поведения: не торопиться, не разбрызгивать пищу, хорошо ее жевать, вытирать рот салфеткой. Спокойно выполняет поручения взрослых, помогает им во время уборки, ухода за растениями и животными. Бережливо относится к одежде, убирает на место игрушки, разные домашние предметы, несет свой стульчик. Понимает слова "труд", "трудиться".

3 года

Совершенствуется координация движений, усваиваются более сложные навыки.Малыш становится настойчивее в стремлении к самостоятельности. Ест сам, как взрослый, держит ложку. Может полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, натягивать колготы, обувь, хотя путает левую и правую туфлю, надевает платье иногда задом наперед. Активно участвует в уборке, в подготовке к обеду. Хочет без посторонней помощи кормить рыбок, поливать растения, поддерживать порядок в шкафу с игрушками. Способен проявлять инициативу. Заботится о других. Может делать не только то, что хочет, но и то, что надо. Говорит с удовлетворением: "Я сделал сам, мы вместе сделали".

3,5-4 года

Физическое развитие ребенка повышает уровень трудовых навыков. В самообслуживании ему иногда требуется лишь незначительная помощь. Охотно берется за дело, умеет работать быстро и аккуратно, доводить дело до конца. С удовольствием обучается действиям с бытовыми предметами. Самостоятельно наводит порядок в уголке с игрушками. Трудится не только для себя, но и для других. Регулярно и охотно выполняет длительные поручения по уходу за животными и растениями, наблюдая за ними, заботясь и чувствуя ответственность за них. Но он быстро устает, теряет уверенность в своих силах в случае перегрузки, что может вызвать отвращение к труду. Если, экономя время, взрослый выполняет за ребенка то, что он может делать сам, навыки самостоятельности и самообслуживания теряются, и возникает лень - "мать всех пороков".

Теперь определите, что ваш ребенок уже умеет делать сам, чему ему еще нужно научиться. Продумайте, какие условия нужно создать ребенку для его самостоятельной деятельности, удобно ли ему умываться, одеваться и т. д. А наши советы, надеемся, помогут преодолеть первые трудности.

Добрые советы

1. Поддерживайте желание ребенка самостоятельно застилать свою постель. На первых порах покажите и объясните, с чего начать, как выровнять одеяло и покрывало. Просите ребенка подержать, потянуть, положить, расправить постельные принадлежности. Постепенно предоставляйте малышу большую самостоятельность.

2. С первых шагов проявления самостоятельности приучайте ребенка пользоваться своим полотенцем, зубной щеткой, пастой, расческой, носовым платком. Чтобы научить малыша самостоятельно умываться, создайте ему для этого комфортные условия: устойчивую скамеечку под ноги, небольшое красивое мыло в яркой мыльнице, приятное детское полотенце с петелькой, чтобы его было удобно повесить на вешалку, прикрепленную на уровне вытянутой вверх руки ребенка. Не забывайте похвалить за желание и умение умываться.

3. Дети должны регулярно помогать взрослым накрывать на стол и убирать посуду после еды. До четырех лет малышу лучше доверять небьющуюся посуду: хлебницу, салфетницу, столовые приборы. С четырех лет ребенок может расставлять тарелки, чашки, блюдца. Желательно, чтобы посуда была удобной и устойчивой. Напоминайте ребенку правила поведения за столом. Не заставляйте ребенка за столом молчать. Тактично учите правильно пользоваться (в том числе на личном примере) столовыми приборами: сначала ложкой, позже - вилкой. Старайтесь относиться к первоначальным неудачам малыша терпеливо.

4. Привлекайте ребенка к выполнению домашних дел: вытереть небольшой тряпочкой пыль, вымыть кусочек пола на кухне, постирать носовые платки или кукольную одежду. Для стирки приготовьте устойчивую скамеечку или, если возможно, даже небольшой столик. Помогите ему организовать рабочее место и покажите правильные приемы работы. Не лишайте ребенка удовольствия быть полезным и ощутить радость за самостоятельно выполненную работу.

5. Дети очень любят животных. Поддерживайте в них это хорошее чувство. Внушайте ребенку, что животные требуют постоянной заботы и ухода. Объясняйте, что у животных есть свой образ жизни и свои привычки, что собаки и кошки не любят, когда их тискают и насильно заставляют есть и пить. У ребенка должна быть выработана привычка мыть руки с мылом после игр с ними.
Не допускайте детей к больным животным.

6. Научите малыша самостоятельно снимать расшнурованные вами ботинки, остальную одежду он должен полностью снимать сам, за исключением пуговиц и шарфа, если они находятся сзади. Вначале он будет делать это медленно.
Наберитесь терпения и не вмешивайтесь. Научите его выворачивать вещи на лицевую сторону и раскладывать по определенным местам.

7. Отведите ребенку для игрушек места, чтобы ему было удобно их брать и убирать. Если в семье для каждой вещи есть свое место, это поможет ребенку поддерживать порядок. Нельзя забывать, что, требуя от дочери или сына аккуратности, вы должны сами показывать пример. Словесные указания, идущие в разрез с поведением взрослого, отрицательно действуют на поведение ребенка. Если у малыша привычка убирать игрушки закрепилась, поощряйте его поведение; ваш контроль и одобрение будут поддерживать в нем стремление к порядку.

8. Часто ребенок не хочет и не умеет занимать себя. Стоит его оставить одного, как он перестает играть, хотя у него очень много игрушек. Чтобы приучить ребенка к самостоятельным играм, подберите для него такие игрушки, которые смогут располагать его к действию: матрешки, пирамидки, позже - крупную мозаику, конструктор.

И напоследок - ни в коем случае не наказывайте ребенка трудом за любые его неудачи и провинности. Соизмеряйте поручения для малыша с его возрастными возможностями, физическим и психологическим состоянием. И не забывайте хвалить его за желание самостоятельно делать что-то посильное.

Статья взята тут Как увидеть ссылки? | How to see hidden links?
 
Очень приучает к самостоятельности любимый домашний питомец. Например хомячок, рыбки аквариумные, попугайчик. По-началу, конечно, уход за питомцем только вместе, надо научить показать, рассказать. Но потом постепенно обязанности по уходу переложить на ребенка. Это очень дисциплинирует ребенка, развивает чувство обязанности, своей значимости, необходимости.
 
Мне кажется - личный пример и каким то образом найти ту золотую середину между самостоятельностью и заботой о ребенке. Рецептов нет :(
 
Костику 1,8 год, мы стараемся, все делать вместе, как бы медленно это не получалось.
А еще я ребенку ничего не запрещаю (в разумных пределах конечно). Хочет потрогать нож, пожалуйста, я стою рядом, присматриваю за ним, объясняю, что он может пораниться, когда он все рассмотрит, то спокойно отдает. А свекровь у меня чуть-только малыш возьмет что-то острое сразу в крик, ребенок пугается, прячет запретную добычу, убегает и естественно слезы, крик и т.д. и ничего доказать ей не возможно.
Сейчас Костик отлично кушает взрослой вилкой, сам чистит зубы своей щеткой, рисует шариковой ручкой (причем держит ее как взрослый) и др.:)
 
Последнее редактирование модератором:
дать ребенку понять, что он принимает решения, советоваться, подталкивать его с детства к решениям, которые вам нужны, но будут выглядеть как его собственные, чтобы сам додумался. ну и объяснять последствия его поступков.
 
Провоцировать ситуации, которые оставляют ребенка наедине с проблемой, пусть и самой простой, не делать абсолютно все за него.
 
Нужно чтоб ребенок постепенно привыкал к самостоятельности (постепенно возлагая больше функционала), нельзя его взять и бросить "мол делай сам я тебе помогать не буду."
 
У меня сам отказывается от помощи (3,5 года). Обязательно надо похвалить, но не просто "молодец", а "молодец, что сделал то-то"
 
Хорошо самостоятельности в садике начинает учиться, когда нет рядом мамы и папы.
 
Хорошо самостоятельности в садике начинает учиться, когда нет рядом мамы и папы.

Согласен.
В садик и пораньше.
У меня 2 дев-ки
Старшая пошла в 1,8, младшая, в 2,3.
Что одна что вторая без всяких проблем и без плача.
Старшая уже в 1-м классе, в школу ходит с удовольствием,
хотя уроки дома делать не всегда хочет. Но зато
в 6,5 сама картошку чистит и жарит от начала до конца.
 
1) Не принуждать и не заставлять.
2) Личный пример. Если хочется, чтобы ребёнок заинтересовался танцами, нужно танцевать самому, чтобы читал - читать, чтобы занимался спортом, не брезговать зарядкой и пробежкой вокруг дома и т.д.
 
По моим наблюдениям, в первую очередь не надо отбирать инициативу. Пусть ребенок не может сделать что-то качественно, пусть сделает как сможет. У нас есть маленький веник - полы подмести, маленькая тряпочка - пыль вытереть. Часто дочь хочет сделать что-то сама. Если этого лишать - то самостоятельности не будет (я так считаю)
 
С детства приучать доводить дела до конца.
+1;
Самостоятельность ребенка - …умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собств. силами... (с);

По моим наблюдениям, важно с раннего детства (2г.), пока у ребенка сильны адаптационные механизмы развития, заниматься развитием его мозга... Например, чтение сильный стимулятор кровотока в префронтальной коре (с), русский язык идеально устроен для раннего освоения чтению... Далее, чем лучше соображает ребенок, тем у него больше желаний, целей и вариантов к их реализации...
С 4-5 лет вводить понятие "Проект", который, во чтобы то ни стало, ребенок должен доводить до конца ("варить самому борщ", "вырастить овощ", "построить своего робота (тут LEGO Education WeDo2.0, Scratch - хорошая тема)" и т. д. и т. п.)...
Ну, и чтоб хватало на все сил - спортивная группа. На мой взгляд, плавание с 4-5 лет идеальный вариант: закаливание (ребенок просто перестает болеть-сопливить)), адекватная нагрузка на мышцы и относительно небольшая на растущий скелет, ответственность - на глубине нужно уметь себя контролировать, а куда деваться то..)
Садик, писали выше, да - социальная адаптация...
Сейчас сыну 6 лет, весел и самостоятелен адекватно возрасту, хлопот все меньше...

А какие качества и навыки будут необходимы ребенку в его будущем, в столь стремительно меняющемся мире - вот в чем вопрос)?
 
Верх