Wolfgang Amadeus Mozart
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей независимого архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в St. Rupert’s Cathedral. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два — имена святых, не исползующиеся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, Amadé (Амадей). Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.
Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских педагогов, преподающих музыку, его книга «Versuch einer gründlichen Violinschule» (Эссе об основах игры на скрипке) была опубликована в 1756, в год рождения Моцарта. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.
В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.
В 1762 г. отец Моцарта, бывший единственным его учителем, предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших задач, которые ему предлагались специалистами. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты Моцарта С 1766 по 1769 г., живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал Баха, Генделя, Страделлу, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По желанию императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «La Finta semplice», но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интрига оказалась настолько сильной, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.
1770—74 гг. Моцарт провёл в Италии. В Милане, несмотря на разные интриги, опера Моцарта «Mitridate, Rе di Ponto», поставленная в 1771 г., была принята публикой с энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (1772). Для Зальцбурга Моцарт написал «Il sogno di Scipione» (по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для [[Мюнхена — оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, между его произведениями насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.
В 1775—1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, между прочим, 6 сонат, пьесу для арфы, большую симфонию в r é, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
В 1779 г. М. получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. была представлена в Мюнхене, с огромным успехом, опера «Идоменей», которую сам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с «Дон Жуаном». С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене М. написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образчиков церковной музыки конца XVIII ст. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов М. выступали всё ярче и ярче. Опера «Похищение из Сераля» («Die Entf ü hrung aus dem Serail»), написанная по поручению имп. Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её, по духу музыки, стали считать первой немейкой оперой. Она была написана во время романтической любви Моцарта, похитившего свою невесту, Констанцию Вебер, и тайно обвенчавшегося с ней.
Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящее. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт, для обеспечения своей семьи, должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы «L’oca del Cairo» (178З) и «Lo sposo deluso» (1784) остались неоконченными.
В 1783—85 гг. созданы шесть струнных квартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами долгого и тяжкого труда. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente».
С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Свадьба Фигаро», написанная в 1786 г. в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене успех «Свадьбы Фигаро» был сомнительный, но в Праге она возбудила восторг. Не успел да Понте кончить либретто «Свадьбы Фигаро», как ему пришлось, по требованию Моцарта, спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, имеющее глубокое значение в музыкальном искусстве, появилось впервые в 1787 г. и имело в Праге ещё больший успех, чем «Свадьба Фигаро».
Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарт холоднее, чем другие музыкальные центры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Всё-таки он был привязан к Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в 3 тыс. талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После «Дон-Жуана» Моцарт сочиняет три наиболее замечательные симфонии: mi b é mol majeur, sol mineur и do majeur, написанные в продолжение полутора месяца в 1788 г.; из них в особенности знаменита последняя, называемая «Юпитером». В 1789 г. Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующего виолончеля (r é majeur).
После смерти Иосифа II (1790) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми М. были «Cosi fan tutte» (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, «Милосердие Тита» (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791), имевшая успех колоссальный, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus», (1791) и величественно-горестный реквием, над которым Моцарт в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью. Помощником Моцарта в сочинении реквиема был ученик его Зюссмейер, и ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».
Нельзя сказать, чтобы Моцарт-симфонист стоял также высоко, как творец бессмертных опер. В его фортепианной литературе замечается смесь гениальных идей с общими местами, глубочайших чувств — с дешёвой шутливостью, искусства — с небрежной работой. Много драгоценного можно найти в его квартетах и квинтетах, а среди его 49 симфоний выше всего стоят лирическая симфония в mi-b é mol majeur, патетическая в sol-mineur и этическая в do-majeur, написанные в 1788 г. Моцарт проявлял своё творчество во всех родах музыки; с его именем соединяется представление о всеобъемлющем музыкальном гении. Выдающаяся черта всех его творений — задушевность. У Моцарта, как человека с незначительным научным образованием, круг идей был не столь обширен, как у Бетховена, но по выразительности музыку Моцарта верно назвали в Германии «музыкой души»: в ней отразилась вся прекрасная, любящая, искренняя натура Моцарта. От чувства изящного Моцарт никогда не отступал, оставаясь верным следующему взгляду, высказанному им в письме к отцу: «Страсти не должны быть выражаемы так сильно, чтобы возбуждать отвращение; музыка, даже при самых ужасных ситуациях, никогда не должна оскорблять слуха, но обязана ему доставлять наслаждение». В смысле изучения лучших образцов музыкальной литературы, главными учителями Моцарта были в области духовной музыки — Бах и Гендель, в области оперы — Глюк, в инструментальной музыке — Гайдн. О Моцарте, как об исполнителе на клавесине, современники его говорили в следующих выражениях: «Лёгкость невероятная, в особенности левой руки, тончайшая нежность, выразительность самая изящная, чувство, трогавшее сердце до глубины — таковы были качества исполнения Моцарта Вместе с богатством идей и великолепием его сочинений, они приводили в восторг слушателей и делали его первым клавесинистом своего века». Тематический каталог сочичений Моцарта, с примечаниями, составленный Кёхелем («Chronologisch-thematisches Verzeicbniss s ämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Л ейпциг, 1862), представляет том в 550 стран. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.
Mozart - Songs I
@ 320
01. Mozart (complete works) - An die Freude, KV 53.mp3
02. Mozart (complete works) - Auf die feierliche Johannisloge, KV 148.mp3
03. Mozart (complete works) - Dans un bois solitaire, KV 308.mp3
04. Mozart (complete works) - Die Zufriedenheit, KV 349.mp3
05. Mozart (complete works) - Sei du mein Trost, KV 391.mp3
06. Mozart (complete works) - Lied zur Gesellenreise, KV 468.mp3
07. Mozart (complete works) - Die Zufriedenheit, KV 473.mp3
08. Mozart (complete works) - Die betrogene Welt, KV 474.mp3
09. Mozart (complete works) - Lied der Freiheit, KV 506.mp3
10. Mozart (complete works) - O Gotteslamm, KV 343.mp3
11. Mozart (complete works) - Als aus Дgypten, Psalm 114, KV 343.mp3
12. Mozart (complete works) - Die Verschweigung, KV 518.mp3
13. Mozart (complete works) - Das Lied der Trennung, KV 519.mp3
14. Mozart (complete works) - Abendempfindung, KV 523.mp3
15. Mozart (complete works) - An Cloe, KV 524.mp3
16. Mozart (complete works) - Das Traumbild, KV 530.mp3
17. Mozart (complete works) - Lied beim Auszug in das Feld, KV 552.mp3
_http://rapidshare.de/files/15150015/MZOS1.part1.rar
_http://rapidshare.de/files/15159278/MZOS1.part2.rar
или
Mozart - Concert Arias I
@ 320
--------------------------------------------------------------------------------
01. Mozart (complete works) - Der Liebe himmlisches Gefьhl, KV 119.mp3
02. Mozart (complete works) - Vorrei spiergarvi, oh Dio, KV 418.mp3
03. Mozart (complete works) - Cara, se le mie pene, KV deest.mp3
04. Mozart (complete works) - Se tutti i mali mieie, KV 83.mp3
05. Mozart (complete works) - Alcandro, li confesso...Non sт d'onde viene, KV 294.mp3
06. Mozart (complete works) - Se ardire, e speranza, KV 82.mp3
07. Mozart (complete works) - Ah, spiegarti, oh Dio, KV 178.mp3
_http://rapidshare.de/files/14798560/MZCA1.part1.rar
_http://rapidshare.de/files/14801178/MZCA1.part2.rar
Mozart - Concert Arias II
@ 320
--------------------------------------------------------------------------------
01. Mozart (complete works) - Ch'io mi scordi di te...Non temer, amato bene, KV 505.mp3
02. Mozart (complete works) - Alma grande e nobil core, KV 578.mp3
03. Mozart (complete works) - A questo seno...Or che il cielo, KV 374.mp3
04. Mozart (complete works) - Basta vincesti...Ah, non lasciarmi KV 486a (295a).mp3
05. Mozart (complete works) - Al desio , di chi t'adora, KV 577.mp3
06. Mozart (complete works) - Conservati fedele, KV 23.mp3
07. Mozart (complete works) - Voi avete un cor fedele, KV 217.mp3
08. Mozart (complete works) - Misero mi... Misero pargoletto, KV 77.mp3
09. Mozart (complete works) - Nehmt meinem Dank, KV 383.mp3
_http://rapidshare.de/files/14803411/MZCA2.part1.rar
_http://rapidshare.de/files/14808207/MZCA2.part2.rar
или
_http://www.megaupload.com/ru/?d=5JGTOGZL
_http://www.megaupload.com/ru/?d=QZ9J4IRI
Mozart - Concert Arias III
@ 320
--------------------------------------------------------------------------------
01. Mozart (complete works) - Va, dal furor portata, KV 21.mp3
02. Mozart (complete works) - Or che il dover...Tali e cotanti sono, KV 36.mp3
03. Mozart (complete works) - Si mostra la sorte, KV 209.mp3
04. Mozart (complete works) - Con ossequio, con rispetto, KV 210.mp3
05. Mozart (complete works) - Clarice cara mia sposa, KV 256.mp3
06. Mozart (complete works) - Se al labbro mio non credi, KV 295.mp3
07. Mozart (complete works) - Per pieta, non ricercate, KV 420.mp3
08. Mozart (complete works) - Misero! o sogno...Aura, che intorno spiri, KV 431.mp3
Marcel Reijans Tenor
European Chamber Orchestra Wilhelm Keitel
_http://rapidshare.de/files/14823271/MZO8.part1.rar
_http://rapidshare.de/files/14823914/MZO8.part2.rar
или
_http://www.megaupload.com/ru/?d=6KL7WWL2
_http://www.megaupload.com/ru/?d=TXF5Y0T0
Mozart - Concert Arias IV
@ 320
--------------------------------------------------------------------------------
01. Io ti lascio, KV 245 - Ezio Maria Tisi.mp3
02. Cosi dunque tradisci...Aspri rimorsi atroci, KV 432 - Ezio Maria Tisi.mp3
03. Dite almeno in che mancai, KV 479 - Ezio Maria Tisi.mp3
04. Mandina amabile, KV 480 - Ezio Maria Tisi.mp3
05. Alcandro, lo confesso...Non so, d'onde viene, KV 512 - Ezio Maria Tisi.mp3
06. Mentre ti lascio, KV 513 - Ezio Maria Tisi.mp3
07. Ich mцchte wohl den Kaiser sein, KV 539 - Ezio Maria Tisi.mp3
08. Un bacio di mano, KV 541 - Ezio Maria Tisi.mp3
09. Per questa bella mano, KV 612 - Ezio Maria Tisi.mp3
10. Popoli di Tessaglia, KV 316 - Ezio Maria Tisi.mp3
11. Io non chiedo, KV 316 - Ezio Maria Tisi.mp3
_http://rapidshare.de/files/14867846/MZCA4.part1.rar
_http://rapidshare.de/files/14869592/MZCA4.part2.rar
или
_http://www.megaupload.com/ru/?d=R78Q89KJ
_http://www.megaupload.com/ru/?d=84KD8VPV
Mozart - Concert Arias V
@ 320
--------------------------------------------------------------------------------
01. Mozart (complete works) - Ah se in ciel, benigne stelle KV 538.mp3
02. Mozart (complete works) - Chi sa, chi sa, qual sia KV 582.mp3
03. Mozart (complete works) - Vado, ma dove oh Dei! KV 583.mp3
04. Mozart (complete works) - Ch'io mi scordi te Non temer, amato bene KV 490.mp3
05. Mozart (complete works) - Per pietа, bell'idol mio KV 78.mp3
06. Mozart (complete works) - Oh, temerario Arbace KV 79.mp3
07. Mozart (complete works) - Bella mia fiamma, addio!...Resta, o cara KV 528.mp3
08. Mozart (complete works) - Ah, lo previdi!-Ah, t'invola-Deh, non varcar KV 272.mp3
09. Mozart (complete works) - Misera, dove son! - Ah! non son'io che parlo KV 369.mp3
_http://rapidshare.de/files/15066382/MZOA5.part1.rar
_http://rapidshare.de/files/15072698/MZOA5.part2.rar
решила поделиться своей находкой из интернета
очень рекомендую!!!
особая благодарность Vitalik за помощь